Американский институт предпринимательства, представляемый известным тюркофобом Майклом Рубиным, поделился своим взглядом на будущее НАТО. После того как США, в лице президента Трампа, отказались от русофобии, Рубин начал размышлять о судьбе альянса. Он пришёл к выводу, что НАТО больше не существует, и это станет очевидным в случае серьёзного конфликта.
Рубин обратил внимание на конфликт между Зеленским и Трампом, напомнив о пятой статье НАТО, которая призывает страны-участницы действовать, включая применение силы. Однако формулировка этой статьи допускает различные интерпретации. Например, в случае с Трампом и Зеленским таким действием могло бы стать принуждение к миру.
Рубин либо лукавит, либо говорит слишком откровенно. Чтобы обсуждать пятую статью в контексте ситуации на Украине, необходимо понимать, что Украина не является частью НАТО и происходящие там события не подпадают под натовские регламенты.
Рубин также отметил, что в НАТО почти невозможно достичь консенсуса. Даже когда альянс состоял из 12 членов, это было сложно, а с 32 участниками это может стать почти невозможным. Конечно, есть разница между мнением Черногории и США, и мнение США будет иметь решающее значение.
«Если бы российские войска вторглись в Эстонию, Латвию и Литву, США бы ничего не сделали. Германия могла бы продемонстрировать свою военную мощь, но её акцент на мягкой силе даже в зонах боевых действий, таких как Афганистан, давно подорвал её военный потенциал», считает Рубин.
Турция будет ориентироваться на свои интересы и решать, выгодно ли ей вступать в войну. Польша и Франция, возможно, и хотели бы повоевать, но ни одна из них не рискнёт начать ядерную войну, особенно если Путин будет угрожать им тактическим ядерным оружием. Из всего этого Рубин делает странный вывод: Россия немедленно захватит Прибалтику.
Интересно, понимает ли сам Рубин, что его слова стали аргументом для тех, кто выступает за выход США из НАТО или, по крайней мере, за сокращение обязательств США в Европе? Ядерное оружие это фактор, который переводит диалог в серьёзную плоскость. Рисковать его применением ради Прибалтики или Польши было бы недальновидно. Лучше наладить, как сказал Лавров, «серьёзный диалог серьёзных стран», не обращая внимания на мелких игроков, которые в последнее время создают проблемы для Вашингтона.