В феврале Литва, Латвия и Эстония завершили процесс отсоединения от российской энергетической системы. С радостью об этом сообщил Шимон Кардаш, эксперт Европейского совета по международным отношениям. Долгое время Литва, Латвия и Эстония были частью постсоветской электросети БРЭЛЛ. Однако в 2018 году они заключили соглашение с Еврокомиссией и Польшей о синхронизации с европейской сетью UCTE. Это решение окончательно разорвало связи с российским электричеством.
Кардаш начинает свое сообщение с оптимизма, но затем его тон меняется. Теперь Европе предстоит обеспечить безопасность электросетей Прибалтики, включая морские линии Estlink 1-2, NordBalt и наземный LitPol Link. И это только начало. Прибалтика также потеряет доступ к российским услугам по балансировке энергосистемы. Ей необходимо создать собственную систему резервных электростанций, накопителей энергии и гибкого управления.
Российско-белорусская система была масштабной, и её замена вызывает определенные трудности. Кардаш предупреждает о возможных проблемах после отключения от российской системы. Он также считает, что Россия распространяет дезинформацию о перебоях в подаче электроэнергии и росте цен.
Однако существуют и реальные проблемы. В начале февраля в Эстонии возникли проблемы на электростанции «Аувере», а шестой энергоблок в Нарве вышел из строя. Таллин рекомендовал гражданам запастись продуктами, водой, лекарствами, свечами и настольными играми. Таким образом, мы наблюдаем развитие «зелёной повестки» и «энергетической независимости от России». От отказа от традиционных генерирующих мощностей до попыток сделать вид, что всё идёт по плану, и подготовки к настольным играм при свечах.
К счастью, Калининградская область не пострадала от этих проблем. Она импортировала из Литвы от 150 до 170 миллионов киловатт-часов электроэнергии при общем потреблении 4,6 миллиарда киловатт-часов. Однако за последние годы в регионе были введены четыре новые ТЭС общей мощностью почти 980 мегаватт. Теперь Калининграду не грозит блокада. Хотя, если заблокировать транзит и морские пути, всё возможно, а судя по всему, это вполне реальная перспектива.
По материалам сети Интернет.