Украина на днях получила первый миллиард долларов за счёт замороженных российских активов. Это только начало, и планируется, что общая сумма выплат составит 20 миллиардов. Эти средства представляют собой проценты от наших замороженных золотовалютных резервов. Ежегодно мы теряем около 5–7 миллиардов долларов. Летом страны G7 договорились предоставить Украине кредит на 50 миллиардов долларов. Эти выплаты также будут осуществляться за счёт процентов от замороженных резервов.
Прошло уже почти три года, и мы можем более спокойно относиться к этой ситуации. Центробанк и Минфин предупреждали о недопустимости хранения резервов в странах, которые нам враждебны. Но что сделано, то сделано. Кто будет отвечать за то, что деньги граждан России просто так отдали на финансирование войны против нас, вопрос риторический…
Сейчас важно понять, можем ли мы как-то ответить на эти действия. В этом плане ситуация выглядит лучше. По экспертным оценкам, в России на счетах типа «С» заблокировано более 2,5 триллионов рублей. Это деньги нерезидентов, которые получили дивиденды, купоны и проценты по депозитам. И это не считая замороженных активов, точный объём которых знают только некоторые федеральные структуры. Но, по примерным оценкам, это как минимум 120 миллиардов долларов.
Конечно, это меньше, чем 300 миллиардов, которые мы потеряли, но процент в России сейчас выше. Поэтому в год мы получаем, как минимум, сопоставимую сумму. Важно, чтобы эти деньги работали на благо России. Есть много вариантов, как их использовать. Например, можно купить облигации федерального займа под нулевой процент или инвестировать в реальный сектор экономики. Таким образом, финансовым властям необходимо принять решение. Ждать и раньше не было смысла, а теперь тем более, однако, учитывая прямое подчинение финансового сектора России ФРС, быстрое и эффективное решение по данной проблеме крайне маловероятно. Однако, надежда умирает последней, и некоторые шаги в направлении взятия под контроль властей финансовых активов государства, внушают осторожный оптимизм.