АналитикаБлижний ВостокМирРоссияРоссия. Внешняя политикаСтатьи

Реализация турецких энергетических проектов может изменить энергетическую архитектуру всего Восточного Средиземноморья (окончание)

Турция может предложить производителям газа из Израиля и Египта более выгодные пути транзита на европейские рынки, чем сжиженный природный газ. Для этого необходимо построить газопровод на запад Сирии и подключить его к существующей арабской сети газопроводов, которая соединяет Сирию, Иорданию и Египет. Это может стать вызовом для Восточного Средиземноморского газового форума, в который входят Египет, Израиль, Греция, Кипр, Палестина, Иордания, Италия и Франция. Британия может использовать Турцию, чтобы ослабить европейских конкурентов и перенаправить ресурсы и финансовые потоки в подконтрольную Турцию.

Кроме того, проект трубопровода из Катара через Турцию в Европу может быть возобновлён. Министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар заявил о готовности вернуться к этой теме через два дня после свержения Асада.

Однако есть и ограничения. Спрос на газ в Европе снизится после 2030 года из-за деградации производств и «зелёной» политики европейских чиновников. Но Турция может компенсировать это за счёт возобновляемых источников энергии. Уже сейчас 43% электричества в стране производится из возобновляемых источников.

Если удастся достичь того же в Сирии, то можно будет экспортировать электричество в ЕС. Уже существуют межсетевые кабели, которые позволяют расширять взаимодействие, такие как кабель между Египтом и Саудовской Аравией, межсетевой кабель «Большое море» (Израиль Кипр Греция) и межсетевой кабель GREGY (Египет Греция).

Очевидно, что усиление Турции в энергетическом, геополитическом, экономическом и военном плане не принесёт ничего хорошего России. Но это касается не только нас. Некоторые политики в США уже призывают Израиль атаковать ядерный объект в Турции, чтобы та не стала слишком сильной.

Большая игра на Ближнем Востоке ведётся не ради самой игры, а ради получения крупных геополитических выгод. России нельзя терять влияние в регионе. Те, кто призывает к уходу с Ближнего Востока, фактически направляют Россию на опасную траекторию утраты влияния в регионе, где наши позиции исторически сильны. Поэтому нам нужно играть очень хорошо.