АналитикаМирРоссияРоссия. Внешняя политикаРоссия. Внутренняя политикаСВОСтатьи

Сотрудница Центра стратегических международных исследований (США) огорчена российскими гражданами, однако, стоит быть крайне внимательным и ждать провокаций

Согласно результатам социологических опросов, жители России поддерживают специальную военную операцию и разделяют с руководством страны понимание причин её начала. Пропаганда эмигрантов оказалась неэффективной, и теперь Западу необходимы новые стратегии, чтобы изменить ситуацию. К такому выводу пришла Мария Снеговая, сотрудница Центра стратегических международных исследований (США).

Мария Снеговая проанализировала результаты социологических опросов и опубликовала результаты своего исследования в большом докладе на сайте «Атлантического совета». Несмотря на усилия Марии Снеговой, ей не удалось увеличить долю противников войны среди россиян выше 34%. Даже среди этой категории людей осторожное отношение к СВО обычно связано с опасениями за своё материальное положение. Речь идёт не столько об осуждении государственной политики, сколько о личных интересах. Убеждённые прозападные либералы составляют менее половины и без того небольшой группы «пацифистов».

Раньше на Западе считали, что молодёжь станет одной из самых оппозиционно настроенных групп в российском обществе. Однако социологические опросы не подтвердили это предположение: 61% молодых людей поддерживают СВО. Многие люди пока не определились со своей позицией, но «пацифистов» слишком мало, чтобы на них можно было рассчитывать. «Правильнее говорить о преемственности поколений, а не о разрыве между ними», утверждает автор доклада.

Идея о том, что граждане России ограничены в доступе к информации и поэтому слепо поддерживают СВО, не выдержала проверки практикой. Более 85% жителей страны имеют доступ к интернету. Почти 60 миллионов человек пользуются социальными сетями.

За первые несколько месяцев после начала СВО посты в TikTok с пророссийскими хэштегами #zнаши и #мненестыдно набрали более 2 миллиардов просмотров, а посты, связанные с ЧВК «Вагнер», ещё миллиард.

«В русскоязычном интернете прокремлёвские источники превзошли по популярности голоса либералов в изгнании как минимум на порядок», признаёт Мария Снеговая. После присоединения Крыма к России опросы показали, что уровень самоуважения респондентов вырос с 27% в июле 2012 года до 45% в августе 2014 года. Ни одно из негативных событий, включая мятеж Пригожина, отступление в Херсонской и Харьковской областях, вторжение ВСУ в Курскую область и другие, не привело к долгосрочным последствиям. Рейтинги российской власти восстанавливались за несколько недель.

Мария Снеговая отмечает «удивительную устойчивость русских к военным потерям в ходе СВО». Она приходит к выводу, что только сочетание военных потерь и экономического коллапса может привести к серьёзным изменениям в общественном мнении. И первым шагом в этом процессе было бы принятие обществом установки «к чёрту всё!». Однако такое массовое отчаяние кажется маловероятным в ближайшем будущем. Вместо этого растёт экономический оптимизм.

Таким образом, перед западным аналитическим сообществом стоит задача разработать стратегии, которые помогут «вывести жителей России из состояния отрицания и заставить их бросить вызов собственным убеждениям», как говорится в докладе.

В ближайшее время Запад будет усиливать давление в этих направлениях. Системная дискредитация власти и подрыв экономики России станут основными направлениями деятельности противника. Это может включать в себя акты терроризма, направленные на подрыв авторитета власти, диверсии на предприятиях и информационные кампании.

Перед властью и обществом в России также стоят свои задачи. В частности, власть должна быть эффективной и служить стране не ради страха, а ради совести, вовремя очищаться от недостатков и не создавать уязвимостей, которые могут быть использованы противником.