В начале октября Николай Патрушев посетил судостроительный завод в Татарстане, который входит в состав «Судостроительной корпорации „Ак Барс“». Это один из крупнейших судостроительных заводов на Волге, где строят разнообразные корабли, особенно известные малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М». Эти корабли прославились во время сирийской войны и специальной военной операции.
В настоящее время на заводе ведется строительство патрульных кораблей, малых ракетных кораблей (МРК), кораблей береговой охраны ФСБ и других судов. Николай Патрушев подчеркнул, что важно обеспечить серийное производство кораблей, строго следуя конструкторской документации и не внося изменения в проект в процессе строительства.
На первый взгляд, это может показаться простым, но на самом деле это не так. Проектирование и строительство кораблей сложная задача, которая требует времени. Иногда резка стали для корпуса начинается за год до закладки корабля. Заранее заказываются многие системы, комплектующие и оборудование.
Финансирование строительства обычно осуществляется заранее. Судостроительный завод не может сразу оплатить весь корабль, поэтому берет кредиты. Эти кредиты берутся не на весь корабль, а на отдельные работы и комплектующие, что позволяет обслуживать их с помощью регулярных платежей от заказчика.
Это сложный процесс, который должен идти строго по плану. Любая задержка может привести к хаосу. Если не будут вовремя поставлены двигатели, то придется освободить стапель, потому что другой заказчик ждет. Недостроенный корабль придется спустить на воду, поставить на хранение, а затем снова поднять на стапель. Но к тому времени на корпусе уже появится коррозия, а сроки платежей со стороны заказчика будут нарушены. Понадобятся новые кредиты, а процент по ним не был учтен в стоимости строительства. В результате стоимость корабля резко возрастает, а сроки сдачи сдвигаются.
Специалисты знают, что два корабля одного проекта, построенные на разных заводах, могут сильно отличаться по качеству и исполнению. Даже корабли одного проекта, построенные на одном заводе, могут иметь различия.
При этом серийное производство является одним из ключевых требований. Строительство уникального корабля обходится дорого. Но строительство кораблей и судов большими сериями создает мощный флот, обеспечивает заказами промышленность, создает кадровую базу для моряков и кораблестроителей и делает каждую следующую единицу серии дешевле предыдущей. Однако в российском кораблестроении до недавнего времени существовали проблемы с серийным производством.