АналитикаБлижний ВостокСтатьи

Пассивная позиция Ирана — результат накопившихся внутренних противоречий в военно-политических кругах страны

Претендовать на глубокое понимание внутренней политики Ирана не станем. Наши знания об этой стране ограничиваются информацией о военном строительстве, которое в Иране является интересным примером нестандартных решений. Это общедоступная информация, стоит только приложить небольшие усилия для её поиска. Однако, можно резонно предположить, что ситуация в Иране гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Можно ли говорить о единстве идеологии и политической позиции в Иране? Вероятно, нет, иначе не было бы необходимости в Корпусе Стражей Исламской революции (КСИР). КСИР, представляющий собой своего рода государство в государстве, служит проводником официальной позиции аятолл как внутри страны, так и за её пределами.

Именно с этим, вероятно, связаны успехи Израиля. Их преимущество не в техническом превосходстве в разведке, на которое они делают акцент, а в развитой агентурной разведке. Это стало возможным благодаря внутренним противоречиям в Иране, которые разделяют страну на светский и религиозный лагеря.

Очевидно, что у Корпуса Стражей внутри страны есть политические оппоненты и враждебно настроенные социальные группы, такие как армейская элита и городская интеллигенция. Все они пытаются ослабить влияние и активы КСИР. Этот процесс происходит в том числе через бюрократический саботаж и взаимодействие с израильскими спецслужбами.

Тегеран придерживается пассивной позиции и стремится не обострять ситуацию, что противоречит логике военных концепций Корпуса Стражей. Это, вероятно, не просто государственная позиция, а результат накопившихся внутренних противоречий в военно-политических кругах страны.