В 2022 году после того, как Россия начла СВО, многие европейские страны существенно сократили, или вообще разорвали торговлю с Москвой. По этой причине России необходимы новые торговые маршруты, в том числе морские. В частности, для экспорта зерновых.
Ранее страна продавала зерно через черноморские порты, теперь они не справляются с изменившимися условиями и необходимо создание большого количества терминалов на Балтике. В апреле 2023 первое зерно было отгружено с терминала порта Высоцк. В июне 2024 начал работу «Лугапорт». Возможно создание еще одного зернового терминала в Приморске. Ожидается, что, когда все проекты на Балтике будут реализованы, их общая пропускная способность составит 30 млн тонн. Для сравнения, черноморские порты обеспечивают объем – 60 млн тонн. Теоретически, можно было бы повышать их пропускную способность, однако, возить зерно через Балтику в дружественные страны проще и удобнее.
Экономист Дмитрий Осянин отмечает, что создание портов на Балтике существенным образом повышает возможности экспорта сельскохозяйственной продукции в целом. Россия поставляет свое зерно в Северную Африку и на Ближний Восток, однако рассматривает возможности поставок на другие рынки в этих же регионах, а также Латинскую Америку, как потенциальные зоны роста. Для поставок зерна в эти регионы через Северный морской путь, порты на Балтике существенно удобнее. Так что, инфраструктуру нужно развивать и на этом направлении.