Китай стал покупать существенно меньше российского угля, в связи с переходом на возобновляемую энергетику. Очевидно, что в реалиях огромной и густонаселенной страны с развитой промышленностью, такой переход не может совершиться моментально, но работа в этом направлении ведется достаточно давно и плодотворно. В первом полугодии 2024 совокупная мощность ветровой и солнечной энергетики составила 1180 гигаватт и впервые превзошла мощность угольной энергетики, составляющей 1170 гигаватт.
Такое стремление Китая неизбежно отразится на российской угледобывающей промышленности. Снижение объема продаж негативно скажется на прибыли российских шахт. Причем сильнее всего, пострадают те, что находятся дальше всего от Китая и ключевых магистралей, по которым происходит движение грузов: Байкало-Амурской и Транссибирской. Наибольших проблем стоит ожидать Кузбассу и Кемерово. Они уже пострадали из-за санкций, введенных в 2022 году, когда пришлось переориентировать объемы продаж, ранее направлявшиеся на европейский рынок.
Продажи, ориентированные на Китай, будет достаточно сложно переносить куда бы то ни было еще. Турции будет необходимо гораздо меньше энергетического угля, поскольку на ее территории строится АЭС «Аккую», Индия, как и Китай, стремится сильнее развивать «зеленую» энергетику.
Эксперты в сфере энергетики полагают, что Россия может делать ставку на коксующиеся угли, гораздо более востребованные, нежели энергетические, поскольку они необходимы для металлургического производства и не могут быть заменены другим топливом.