АналитикаМирСтатьи

Добыча лития в Сербии силами Евросоюза вопрос политики, а не экологии (окончание)

Сербский министр финансов Синиша Мали считает, что добыча лития в стране будет приносить 10–12 млрд долларов в год, поэтому нужно заключить с Германией соответствующее соглашение. Кроме того, соглашение продемонстрирует приверженность Сербии интересам ЕС. Ранее возможностью добычи интересовался Китай и ему было отказано в заключении договоренности. 

Глава Сербии Александр Вучич рассчитывает, что его лояльность будет учтена руководством ЕС и поможет стране преодолеть политическую изоляцию, вызванную проблематикой косовских албанцев. Тем не менее, Вучич рассчитывает, что ему удастся сохранить партнерские отношения с Россией и Китаем. 

Журналисты Handelsblatt в ходе интервью с президентом отметили, что его внешнеполитические устремления похожи на попытку усидеть одновременно на двух стульях. На это он возразил, что сидит только на одном стуле – сербском. 

Впрочем, положение сербского президента может оказаться весьма неустойчивым в конечном итоге. Высшее политическое руководство страны в восторге от сделки с Евросоюзом, в то время как простые граждан полагают, что их интересами пренебрегли. Они ожидают, что активная добыча лития окажет крайне негативное влияние на состояние экологии, по этой причине не хотят, чтобы правительство соглашалось на это во имя сиюминутной выгоды и стремления угодить еврочиновникам.

Если в результате заключения этой сделки, Сербия действительно присоединится к Евросоюзу, Россия получит еще одного участника явно враждебного ей объединения. Это может перечеркнуть все усилия, которые прикладывала Россия по выстраиванию двусторонних отношений. Впрочем, Сербия может последовать примеру Венгрии и даже в составе ЕС пытаться проводить самостоятельную политику.