Северный морской путь нужен всем — и Китаю тоже

Северный морской путь в последнее время обсуждают на всех значимых международных форумах, которые проходят в России. Это самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и частично Тихого океана (Берингово море). Протяженность маршрута составляет 5600 километров.

В 2017 году на форуме «Арктика — территория диалога» в Архангельске президент России Владимир Путин дал поручение создать структуру, ответственную за развитие Северного морского пути. Оформилась она совсем недавно: дирекция Северного морского пути вошла в госкорпорацию «Росатом».

Роль Северного морского пути как национальной транспортной коммуникации заключается в том, что этот путь является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами нашей страны.

Он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири.

Климатические условия здесь слишком суровы. Это не дает судам курсировать по маршруту круглый год. Период навигации может составлять около 2 месяцев.

Использовать этот путь круглогодично может только Россия, так как владеет единственным в мире атомным ледокольным флотом.

У России около 40 ледоколов, в том числе четыре атомных. В настоящее время строятся новые. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спущен на воду атомный ледокол «Арктика» — головное судно нового проекта 22220. На том же заводе в работе в настоящее время еще два серийных судна этого проекта — «Урал» и «Сибирь». Они станут самыми большими и мощными в мире, способными взламывать 3-метровые льды.

В планах строительство еще более мощных ледоколов проекта 10510 «Лидер», которые смогут обеспечить круглогодичную навигацию во всех районах Арктики.

Для плавания по трассам Северного морского пути предусмотрен особый режим, правила которого определяет наша страна на основании норм международного права, а также норм национального законодательства России.

Северный морской путь представляет собой альтернативу транспортным Суэцкому и Панамскому каналам. Использование данной магистрали для доставки грузов морским путем позволит значительно сократить транспортные издержки. Например, от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути — 14 тыс. км, через Суэцкий канал — 23 тыс. км, вокруг Африки — почти 30 тыс. км.

Также Северный морской путь имеет большое значение для связи стран Евразийского континента с богатой углеводородами Арктикой. В результате таяния льдов и начала круглогодичной эксплуатации данного пути, он может стать главной транспортной магистралью международного значения.

Как мы видим, Северный морской путь является весьма интересным проектом для нашего государства. Однако использовать его хотят и другие страны, имеющие собственные национальные интересы в отношении данной магистрали. Так, в частности, морской грузопоток, идущий в Китай, проходит через Северный морской путь.

Собственной территории в Арктике у Китая нет, но ему нужны торговые морские пути. И укрепление через таковые коммерческих отношений с разными странами. Китай много производит и потому хочет много продавать. А чтобы продавать, нужны «пути» по всему миру. И Арктика исключением не станет, так как маршруты через неё позволят сократить многие традиционные пути доставки грузов.

К тому же Китай планирует к 2025 году осуществлять до 20 процентов внешнеторговых перевозок по этой транспортной магистрали.

Эксперты считают, что в большей степени заинтересованность Китая в Северном морском пути носит экономический характер.

В январе 2018 года Китай официально объявил о планах использовать Северный морской путь в качестве дополнения к сухопутному Шёлковому пути для транспортировки грузов в Европу. Был разработан и опубликован документ, определивший китайское видение арктического региона — первое издание Белой книги «Арктическая политика Китая».

Надо отметить, что китайская Белая книга — документ предельно сдержанный, уж никак не направленный на то, чтобы вызвать возмущение или какие-либо опасения со стороны других, прежде всего региональных, стран. Особый акцент сделан на уважении прав всех арктических государств, а также норм международного права.

Однако это лишь первое впечатление, а если коснуться деталей, а точнее, конкретных формулировок, то они свидетельствуют о весьма амбициозных планах Пекина в Арктике. При этом в ряде случаев эти амбиции противоречат национальным интересам не только России, но и других государств, побережья которых омываются водами Северного Ледовитого океана (Канада, Норвегия Дания, США).

В Белой книге рассматриваются два основных арктических маршрута: Северо-Восточный проход (Северный морской путь) и Северо-Западный проход через Канадский арктический архипелаг.

Северный морской путь, с большей частью его маршрута вдоль Северного побережья России, является самым коротким маршрутом в Европу для многих регионов Китая. Расстояние между портами Северного Китая и Западной Европы, Северным морем и Балтийским морем на 25-55% короче традиционных судоходных маршрутов. При этом протяженность маршрута вдоль российских берегов составляет около 3500 морских миль. В среднем для перехода из Европы в Китай по Северному морскому пути нужно 25 дней, а при использовании Суэцкого канала — 35 дней.

Китай заинтересован в максимальной интернационализации полярных пространств и выступает за защиту принципа свободы судоходства в регионе.

Для многих зарубежных экспертов, с одной стороны, это представляется как некий новый «вызов», а с другой — как еще один пример того, что даже стратегические партнеры России будут в перспективе действовать более жёстко, оспаривая введенные ею нормы регулирования судоходства на трассе Северного морского пути.

Пекин готов сотрудничать не только с арктическими государствами, но и со всеми другими странами и участниками мирового сообщества, включая международные государственные и негосударственные институты и организации. Фактически это амбициозная попытка возглавить процесс активизации внерегиональных игроков.

Также в соответствии с новой Белой книгой Китай пользуется свободой и правами на судоходство, рыболовство, научные исследования, пролёт самолётов, прокладку кабелей под водой и трубопроводов, на разведку и добычу природных ресурсов в международных районах морского дна и специальных морских акваториях и районах Северного Ледовитого океана. Это право зафиксировано международными договорами и Конвенцией ООН по морскому праву.

Таким образом Китай проявляет интерес занять ведущие экономические позиции в арктическом регионе. Ведь Китай — один из крупнейших игроков в сфере внешней торговли и крупнейший потребитель энергоресурсов. Поэтому использование морских путей и природных ресурсов Арктики может оказать огромное влияние на энергетическую стратегию и экономическое развитие Пекина.

Северный морской путь позволит Китаю быстрее доставлять грузы в Европу морем, сократить путь на 20–30%, а также сэкономить на топливе и кадровых ресурсах. Учитывая, что 90% китайских товаров доставляется именно по морю, развитие арктического Шелкового пути сулит Пекину серьезную экономию и рост прибыли.

Интерес Китая к сотрудничеству с Россией обусловлен и тем, что у него не хватает собственных плавсредств для удобного передвижения по Северному морскому пути (у КНР на данный момент только один ледокол); нет достаточного количества специалистов-полярников и специализированных научно-исследовательских центров.

Вместе с тем, по прогнозам, к 2020 году доля перевозимых по Северному морскому пути грузов составит от 5% до 15% общего объема международной торговли Китая. Это является весомой материальной базой для активизации сотрудничества с Россией и другими арктическими странами.

Из-за растущего торгового значения Северного морского пути, а также увеличения числа кораблей, которые через него проходят, и для того, чтобы путь оставался привлекательным, у России появилась необходимость обеспечения безопасности в регионе.

Так, в конце ноября 2018 года глава Национального центра управления обороной РФ Михаил Мизинцев на конференции по межведомственному взаимодействию заявил, что с 2019 года для прохода по Северному морскому пути иностранные военные корабли должны будут заранее уведомлять о своих планах Россию. Он также подчеркнул, что в вопросе использования Северного морского пути наблюдается «правовой вакуум», который необходимо ликвидировать.

По его словам, для ликвидации правового вакуума в части использования Северного морского пути была организована межведомственная работа по совершенствованию российского законодательства. Ее итогом станет уведомительный характер плавания иностранных военных кораблей. Новые правила планируется ввести к началу навигации в 2019 году.

Сейчас проход иностранных военных кораблей через СМП осуществляется на основе Международного морского права, в частности Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года.

Северный морской путь в Конвенции ООН по праву отмечен статьёй 234: «Российская Федерация имеет право на этот путь, поскольку исторически так сложилось».

На основе этого права иностранные государства, суда и корабли ранее имели возможность не уведомлять Россию о своём проходе. В настоящее время Россия действует, строго соблюдая правила конвенций по морскому праву. Это не запрет проходить по Северному морскому пути, это требование России об обязательном уведомлении.

Напомним, что аналогичное правило работает и в отношении проливов. Например, конвенция Монтрё даёт право Турции требовать предварительного уведомления, если иностранное судно следует через Босфор.

Алексей Кожевников
Источник

Добавить комментарий