Голодомор. Правда и вымысел
Две недели назад на youtube-канале Дмитрия Пучкова, в миру известного под псевдонимом «Гоблин», было опубликовано интервью с Еленой Прудниковой, историком и писателем, автором книги «Мифология голодомора». Далее я постараюсь достаточно коротко, но информативно изложить суть данного, безусловно, интересного материала.
В сознании современного человека слово «голодомор» ассоциируется с тремя основными мифами. Первое распространённое заблуждение выражается следующим тезисом: «Кровавый и жестокий Сталин и его отвратительные приспешники специально организовали голод на Украине чтобы поубивать как можно больше украинских крестьян». Данный миф в вышеупомянутом интервью не опровергается, в силу своей явной неправдоподобности. Пучков лишь отметил, что если человек собирается строить светлое будущее для огромной страны, то для этого понадобится большое количество рабочих рук, а также тех, кто эти «руки» будет кормить.
Второй миф о голодоморе заключается в количестве погибших. На протяжении последнего столетия, цифры озвучивались самые разные. Оценки кастрюлеголовых плавали в проруби между семью и двадцатью миллионами погибших. Особенно забавна цифра в 20 миллионов жертв. Это почти всё население тогдашней УССР. Если все погибли, то кто на Украине живёт сейчас? На данный момент, Украина оценивает количество погибших в 3-3.5 миллиона.
Источником данной информации может быть лишь отчёт о смертности из государственной статистики того времени. По данным статистического ведомства, за период 1932-1933 годов, в УССР погибло приблизительно два с половиной миллиона человек. Однако, эта цифра описывает общее количество смертей, для того чтобы оценить масштаб трагедии – необходимо вычесть из этого числа среднее число умирающих в те годы. После нехитрой арифметической операции, Прудникова озвучивает избыточную смертность – от полутора миллионов до одного миллиона восьмисот тысяч человек. Соответственно, три с половиной миллиона погибших, по версии современных украинцев, не вписывается даже в общее количество умерших, не то что в реальное отклонение от нормы.